Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Можно ли оружием из видеоигр убивать настоящих людей?

Мы выбрали 9 прототипов самого смертоносного оружия из классических игр и выяснили, что злого можно сделать со всем этим добром.

7 сентября 202010
Можно ли оружием из видеоигр убивать настоящих людей?

«Эй, подожди-ка, журнал! — воскликнешь ты. — Разве компьютерные игры нам врут?!» Нет, пожимаем плечами мы, но их дизайнеры так вольно обращаются с реальными видами оружия, что результат больше похож на кошмары Михаила Калашникова. На всякий случай мы пригласили в редакцию несколько экспертов, чтобы они помогли нам докопаться до правды.

Fat Man

Ручная ядерная установка

Игры: Fallout 3, Fallout: New Vegas
Урон: ★★★★★

Можно ли оружием из видеоигр убивать настоящих людей?

Размер имеет значение: разработчики игры Fallout 3, видимо компенсируя свои детские травмы, придумали громоздкую ручную установку Fat Man, стреляющую миниатюрными ядерными бомбами. Эта оглобля запускает в воздух снаряд, летящий по параболе и вызывающий взрыв, по мощности сопоставимый с детонацией небольшой боеголовки.

Естественно, в радиусе поражения все живое моментально умирает. Кстати, Fat Man, или «Толстяк», — это название атомной бомбы, которую в 1945 году США сбросили на Нагасаки. Чтобы лишний раз не сыпать соль на рану, в японской версии игры оружие было переименовано в нейтральное Nuka Launcher.

Единственное оружие в реальной жизни, которое можно с натяжкой назвать аналогом «Толстяка», — это M388 Davy Crockett, установка, разработанная в США в эпоху холодной войны. «Крокетт» также был сфокусирован на доставке ядерного снаряда с земли, хоть и не предполагалось, что кто-то будет таскать эту штуковину с собой под мышкой. Пустить ее в ход, к счастью, не довелось.

Илья Крамник, военный обозреватель: «Миниатюрные ядерные боеприпасы для различных систем вооружения — от переносных фугасов до снарядов 152-мм калибра — существуют. Более того, они постоянно совершенствуются, становясь все чище (солдат, носящий такой в кармане, не будет светиться по ночам), но ситуацию, требующую их применения, придумать все труднее. Организовать по «трудной» цели удар артиллерии куда проще и дешевле.

Цена специзделия, зашкаливающая за миллион долларов, и возможные политические последствия применения такого оружия играют свою роль. А с гипотетическим стрелком из «ядерного миномета» ничего страшного не случится.

Взрыв маломощного боеприпаса в 5—10 килотонн вполне можно пережить, спрятавшись в окопе за километр от эпицентра. И даже доза радиации, полученная в этом случае, будет не слишком большой: за семьдесят без малого лет истории ядерного оружия ее выход научились регулировать».

Вердикт: правдоподобно, но бессмысленно.

Skull-gun

Пистолет, спрятанный в глазу шпиона

Игра: Deus Ex
Урон: ★★★★

Можно ли оружием из видеоигр убивать настоящих людей?

Шпионские гаджеты — богатая почва для фантазии не только киносценаристов, но и дизайнеров игр. В футуристической Deus Ex речь идет об агентах-киборгах, часть органов которых заменена функциональными железяками.

В частности, в голове одного из героев игры установлен Skull-gun — предположительно пистолет, подчиняющийся мысленным командам и стреляющий из глаза. Как такое устройство перезаряжать, куда девать гильзы, как быть с отдачей и что после выстрела делать с глазом — с такими вопросами пристали мы к укрывшемуся за многослойной броней эксперту.

Дмитрий Андреев, майор, старший эксперт группы информационного обеспечения РВСН (Ракетные войска стратегического назначения): «Оружие, вживленное в человеческое тело, пока еще чистой воды фантазия. Если, конечно, не рассматривать имплантат — например, протез руки в качестве оружия прикладного характера.

Проблем много, даже если на время закрыть глаза на очевидную этическую сторону вопроса: это и размер боеприпасов, и способность человеческого организма отторгать инородные объекты…

Чисто теоретически любое вживленное оружие предназначается для тех, кто не собирается возвращаться с поля боя, поскольку перезарядка и выживание «носителя» не предусматриваются, это просто физически нереально».

Вердикт: миф.

Shrink Ray

Пушка, мгновенно уменьшающая объекты

Игры: Duke Nukem 3D, Manhattan Project, Duke Nukem Forever
Урон:

Можно ли оружием из видеоигр убивать настоящих людей?

Стероидный блондин Дюк Нюкем, бывший в девяностые чуть ли святым ликом видеоигр, вернулся к нам пару лет назад в Duke Nukem Forever, очень некрасиво состарившись. Начиная с 1995 года у Дюка под рукой была винтовка Shrinker, залп из которой драматически сокращал практически любого противника в размерах, позволяя непринужденно размазать его по подошве армейского сапога.

Все это происходило стремительно: секунду назад гигантский прямоходящий кабан размахивал у вас перед носом дробовиком — и вдруг смешно суетится на уровне плинтуса. Вбей в Google «операция по уменьшению роста» — ужаснешься, какому количеству людей срочно требуется подобный девайс!

Ирина Якутенко, молекулярный биолог, заведующий отделом науки журнала «Вокруг света»: «Чтобы пропорционально уменьшить размер живого существа, придется либо уменьшить размер всех его клеток, либо выкинуть часть из них, чтобы каждый орган оказался скромнее оригинала. В первом случае ученые должны научиться искусственно останавливать рост клеток, но бесконечно ужимать их размер не получится, потому что клеточная начинка попросту не влезет в новые границы.

В теории возможно получить клетки, у которых все структуры будут меньше нормальных, но пока у исследователей не хватает знаний, чтобы сделать это. Второй вариант проще, но и с ним есть некоторые сложности. Например, большой вопрос, насколько полноценным будет мозг, из которого убрали половину или две трети клеток. И в любом случае обе эти операции создают новых живых существ, а не изменяют габариты уже существующих».

Вердикт: миф.

Гарпун-кунай

Любимое оружие ниндзя-призрака Скорпиона

Игры: серия файтингов Mortal Kombat
Урон: ★★★

Можно ли оружием из видеоигр убивать настоящих людей?

Скорпион, легендарный ниндзя в желтом кимоно, один из символов сериала Mortal Kombat, известен двумя вещами: гарпуном, притягивающим недальновидного противника для более плотного знакомства, и фразой «Get over here», сопутствующей этому процессу. Это самый, кстати, верный способ познакомиться с недосягаемой вроде бы красоткой, уезжающей от тебя на противоположном эскалаторе.

Несмотря на распространенное заблуждение, отраженное в фильме Пола Андерсона «Смертельная битва» (ты наверняка видел в детстве), гарпун Скорпиона не метафорическая змея, выпущенная из ладони, а небольшой нож кунай, в реальной жизни древних японцев имеющий бытовое назначение. Нигиридзуси там нарезать, какинохадзуси красиво подать… Хотя он действительно мог быть использован в качестве скального крюка, с помощью которого залезали на дерево или стену.

Владимир Кондрашов, врач-хирург сети медицинских клиник «Семейная»: «Кунай — это прежде всего хозяйственный инструмент. Он не заточен, и у него, по сути, вообще нет лезвия. Такой штукой с привязанной веревкой или прикрепленной цепью, как у героя игры, вообще затруднительно во что-либо попасть. Да еще и по прямой, горизонтально земле. Нет древка — нет достаточной инерции, нет стабилизации траектории. Цепь сбивает траекторию и не дает клинку разогнаться.

Поэтому повторить подвиг Скорпиона может разве что гарпунное ружье или пушка. Ну а говорить о том, что пущенный по воздуху кунай может пробить грудину, вообще глупо».

Вердикт: миф, да еще и неубедительный.

Railgun

Всепробивающая пушка

Игры: Quake 2, Quake 3: Arena, Quake 4
Урон: ★★★★★

Можно ли оружием из видеоигр убивать настоящих людей?

Легендарный рельсотрон, получивший среди игроков ласковое прозвище «рельса», — одна из самых смертоносных и в то же время трудных в обращении винтовок в истории видеоигр. Согласно механике и мифологии шутеров, в которых появлялся рельсотрон, вылетевший из ствола снаряд несется в сторону цели с невероятной скоростью и пробивает любые доспехи на своем пути.

Занятно, что реальный прототип был разработан в 1970 году учеными Австралийского университета Джоном Барбером и Ричардом Маршаллом. Прототип же рельсотрона, созданный советскими учеными в 80-х годах прошлого века, вопреки фантастическим игровым канонам стрелял бутылочными крышками, вылетавшими из ствола со скоростью 9960 м/с. Это чудо пробивало слой дюралюминия толщиной четыре миллиметра. В отличие от «Толстяка», рельсотроны реальнее и ближе, чем может показаться.

В данный момент вооруженные силы США проводят исследования, по итогу которых планируется массовое оснащение этими электромагнитными пушками американских эсминцев. Рельсотрон, по компактности подходивший бы пехотинцу (как у Шварценеггера в «Стирателе»), пока не придумали. По крайней мере, об этом не говорят вслух.

Илья Крамник, военный обозреватель: «Рельсотрон — очередной шаг к мифической «всепробивающей пушке». Высочайшие скорости, до которых в подобном орудии может разогнаться снаряд, обещают невероятные для обычных огнестрельных систем способности по сокрушению всего и вся — от стандартных ЖБИ до ультра-хай-энд-комбинированной бронезащиты с многослойным чередованием спецсплавов, металлокерамики и спецполимеров.

Скорость — это не только пробивная мощь, но еще и дальность полета и точность попадания. Весь этот комплекс характеристик слишком привлекателен, чтобы от него отказаться, поэтому оружие будет совершенствоваться. Но ручного рельсотрона в обозримом будущем ждать не стоит: с батарейками проблемы».

Вердикт: правдоподобно.

Portal Gun

Устройство для открытия порталов в пространстве

Игры: Portal 1 и 2
Урон:

Можно ли оружием из видеоигр убивать настоящих людей?

Главная героиня необычной головоломки заперта в исследовательском центре, где над ней издевается могущественный искусственный интеллект. Единственное оружие, которым можно пользоваться в заданных условиях, — Portal Gun, винтовка, функции которой породили в Интернете массу шуток, комиксов и мемов. Помнишь фразу Леонида Куравлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» по поводу того, чтобы «стену в магазине приподнять»? Portal Gun как раз для этого и сделана.

Первый залп — появляется вход. Второй — выход, причем и то и другое может быть расположено хоть на потолке, хоть на полу. То есть игрок сам выбирает, где ему входить в пространство и где из него вынырнуть. Портативный настраиваемый телепорт! Такая штука серьезно помогла бы сэкономить на услугах «трезвого водителя».

Ирина Якутенко, молекулярный биолог, заведующая отделом науки журнала «Вокруг света»: «Хорошая новость: телепортация уже существует. Плохая: пока ученые научились мгновенно перемещать в пространстве только отдельные элементарные частицы. И причина не в том, что у исследователей мало места в лабораториях. Телепортация не противоречит законам физики, но возможна она (по крайней мере, пока) только для квантовых объектов, то есть таких, которые подчиняются законам квантовой механики. Макроскопические объекты вроде автомобилей или тебя состоят из миллиардов частиц.

И хотя каждая из них в отдельности — это квантовый объект, но, собравшись вместе, они скучно соответствуют законам классической физики. Теоретически человек или почтовая посылка вполне могут вести себя как квантовые объекты, однако на практике ученые пока не могут этого добиться, и неизвестно, смогут ли когда-нибудь».

Вердикт: красиво, но все равно миф.

Gravity gun

Портативная винтовка для перемещения объектов в пространстве

Игра: Half-Life 2
Урон: ★★

Можно ли оружием из видеоигр убивать настоящих людей?

В какой-то момент научно-фантастический триллер о пришельцах из другого измерения приобретал заоблачную остроту сюжета и изобретательность, отбирая у героя все оружие, кроме карманной гравитационной пушки. С помощью этой штуковины любой объект, валявшийся в темном углу, будь то пластиковая бутылка из-под газировки, труп или старый холодильник, можно было поднять и швырнуть в противника.

По научной номенклатуре, придуманной специально для игры, гравипушка проходит под названием «манипулятор энергетического поля нулевой гравитации» — иными словами, предмет, захваченный клешнями устройства, не весит ничего. Полезно при походе в супермаркет.

Ирина Якутенко, молекулярный биолог, заведующая отделом науки журнала «Вокруг света»: «Альберт Эйнштейн был первым, кто догадался, что гравитация — это не что иное, как искривление пространства, и все тела притягиваются друг к другу не оттого, что в них встроены невидимые магниты. Каждый предмет (а не только Земля, на которую падает яблоко) как бы создает вокруг себя углубление в ткани пространства-времени, и окружающие вещи скатываются в эту ямку. Инженеры, конструирующие гравитационную пушку, должны локально и достаточно сильно искривить пространство-время, чтобы заставить лежащий на полу предмет «свалиться» в созданную оружием «лунку».

Расчеты показывают, что по крайней мере на данном этапе развития науки это невозможно. Кстати, мысль использовать гравитацию в хозяйстве приходила в голову не только разработчикам игр: в середине 2000-х Разведывательное управление Министерства обороны США попросило ученых выяснить, можно ли применять гравитационные волны для решения различных практических задач.

Как следует из отчета исследователей, теоретически можно, но сначала придется освоить добычу электричества из ничего. Потому что даже на запуск небольшого космического корабля за пределы земной орбиты уйдет в десять в двадцать пятой степени (единица и 25 нулей) раз больше энергии, чем производят все электростанции планеты».

Вердикт: пока еще миф.

Plasma Cutter

Плазменный резак для резки горной породы и… конечностей

Игры: трилогия Dead Space
Урон: ★★★

Можно ли оружием из видеоигр убивать настоящих людей?

Айзек Кларк, главный герой Dead Space, вообще-то никакой не герой, а обычный космический инженер. У него проблемы с рельефными мышцами и нет сигары в зубах, а вместо привычного и подобающего ситуации дробовика — плазменный резак, строго бытовой прибор. С помощью этого устройства Кларк состригает с набегающих монстров лишние конечности. Хоть резак и похож на пистолет, работает он иначе: вместо пуль из оружия выходят лучи плазмы. Если ты думаешь, что все это очередная фантазия разработчиков, то ошибаешься: плазменные резаки — достаточно распространенное явление.

Ручных аналогов пока нет, но в индустрии используются устройства, внешне похожие на токарные станки. Правда, работают они по-другому. Через трубку, направленную в сторону материи, в которой необходимо проделать отверстие, под серьезным давлением подается газ, поперек которого у самого выхода из трубки проходит луч электричества, заряжающий стремительный поток соответствующими частицами.

Илья Крамник, военный обозреватель: «А почему вы уверены, что ручных резаков нет? Такой аппарат существует. Он включает в себя собственно плазменный резак (горелка-плазмотрон) и источник питания трансформаторного (увесистый и габаритный) или инверторного типа (более компактный).

То есть, по сути, резак из Dead Space уже создан. Впрочем, если ученые сумеют сделать экзоскелет, позволяющий таскать на спине генератор в несколько киловатт (с запасом топлива, конечно), питающий и экзоскелет, и оружие, то почему нет?»

Вердикт: в целом правдоподобно.

BFG 9000

Самая большая и разрушительная пушка из серий Doom и Quake

Игры: серии Doom и Quake
Урон: ★★★★★

Можно ли оружием из видеоигр убивать настоящих людей?

Аббревиатура BFG официально расшифровывается как Bio Force Gun. Но фанаты Doom вовремя сориентировались, ласково назвав винтовку Big Fucking Gun, и это ей подходит куда лучше. Про нее знают многие: это легендарная пушка, которая стреляет большим зеленым сгустком, убивая всех демонов, притаившихся в помещении средних размеров.

По сообщениям разных источников, залп из BFG — не то плазма, не то концентрированная антиматерия. Как так получается, что после выстрела умирают все, кроме стреляющего, не потрудилась объяснить ни одна игра из указанных.

Ирина Якутенко, молекулярный биолог, заведующая отделом науки журнала «Вокруг света»: «Антиматерия — двойник обычной материи, только ее частицы имеют другой заряд. Например, электрон заряжен отрицательно, а антиэлектрон, он же позитрон, — положительно. При соприкосновении с обычным веществом антиматерия немедленно аннигилирует, причем со взрывом.

Так вышло, что в нашей Вселенной почти нет антиматерии, и это обстоятельство, кстати, очень волнует физиков-теоретиков, потому что они никак не могут объяснить его в рамках существующих теорий.

Зато более деятельные физики-практики умудрились получить антивещество в гигантских ускорителях. Правда, речь идет не о тоннах или нанограммах, а о гораздо меньших количествах. И даже эти частицы живут считаные доли секунды, потому что их чрезвычайно сложно уберечь от контакта с обычным веществом. Так что сделать пушку, стреляющую антиматерией, в ближайшие пару миллионов лет вряд ли удастся».

Вердикт: увы, тоже миф.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения