Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Первый каскадерский трюк, первый спецэффект, первая комедия и другие важнейшие вехи кино

Как снимали блокбастеры на заре кинематографа. Сейчас расскажем. И покажем!

30 ноября 2020
Первый каскадерский трюк, первый спецэффект, первая комедия и другие важнейшие вехи кино

Первый спецэффект: «Казнь Марии Шотландской»

Один из немногих сохранившихся фильмов Томаса Эдисона — «Казнь Марии Шотландской» — вряд ли получил бы сейчас «Оскар» за спецэффекты, но во время своего создания, в августе 1895 года, произвел фурор.

Сделано это так. В момент, когда палач заносит топор, камера останавливается, и место актрисы, а точнее, актера Роберта Томаэ, занимает манекен, после чего съемки возобновляются. Некоторые зрители верили, что на съемках действительно была обезглавлена женщина.

Кстати, как раз после этого случая в титрах стали писать: «Во время съемок ни одна актриса не пострадала».

Первый каскадерский трюк: «Мрачная игра»

«Мрачная игра» — второй фильм Гарри Гудини. Он считался пропавшим и был обнаружен сравнительно недавно. Во время трюка, когда каскадер Роберт Кеннеди должен был выбраться из самолета и по веревочной лестнице спуститься на второй самолет, случилось непредвиденное. Самолет, который находился внизу, поднялся из-за восходящих потоков воздуха, и Роберт оказался зажатым между двумя самолетами.

К счастью, ему удалось избежать гибели, он даже смог посадить второй самолет, правда разбив при этом пропеллер. Разумеется, это событие значительным образом подогрело интерес публики к фильму Гудини.

Первая реклама: Admiral Cigarette

Реклама появилась даже раньше, чем телевидение, — фактически одновременно с появлением фильмов. Первые рекламные ролики были, по сути, фильмами, снятыми при поддержке железнодорожных компаний. Они же были первыми заказчиками продакт-плейсмента в фильмах.

Томас Эдисон был ярым противником курения, он считал, что никотин разрушает мозг. Но при этом именно он снял первый в истории рекламный фильм под названием Admiral Cigarette, в котором не только курят все актеры, но еще и сигареты падают с неба. Никаких полумер.

В 1897 году рекламные фильмы было принято показывать на крышах домов тысячам людей. Один такой показ парализовал дорожное движение, и киномеханик был арестован.

Первая пластилиновая анимация: «Кошмар скульптора»

Идея родилась в 1897 году, когда Уильям Харбутт создал специальный невысыхающий сорт глины для своего класса лепки, по сути это был прообраз пластилина. Глина состояла из солей кальция, вазелина и алифатических кислот и сохраняла пластичность в течение долгого времени.

В 1908 году компания Томаса Эдисона создала фильм с анимационными эффектами, в котором активно используется пластилин.

Первая анимация: «Маленький Немо»

Джеймса Стюарта Блэктона, американского режиссера, можно считать отцом анимации. Используя кинетограф, изобретенный Эдисоном, он создал ряд фильмов. В первом — The Enchanted Drawing — Блэктон рисует лицо, затем сигары и бутылку вина. Потом последовал Humorous Phases of Funny Face, а уже затем «Маленький Немо», который до сих пор считается шедевром анимации.

Первое видео с котами: «Боксирующие коты»

Томас Эдисон делал видео с котами еще в 1894 году. Его фильм «Боксирующие коты» длится 22 секунды. Но все же не он является первым видео с участием кошек в истории человечества.

Незадолго до появления «Боксирующих котов» другой пионер кино, Эдвард Мейбридж, снял короткий ролик о том, почему кошка всегда падает на лапы. Он использовал несколько камер для непрерывной записи.

Первый цветной фильм

Первый цветной фильм датируется 1909 годом, но недавно в Национальном музее медиа в США был обнаружен цветной ролик, датируемый 1901—1902 годами. Эдвард Раймонд Тернер экспериментировал с системой, в которой используются красный, зеленый и синий фильтры для записи изображения. Каждый последующий кадр снимался при помощи разных фильтров, а во время показа три кадра одновременно проецировались на экран. Историкам было известно о работе Тернера, но она была забыта после изобретения Джорджем Альбертом Смитом системы Kinemacolor.

Фильм Тернера был найден в запасниках Национального музея СМИ, переснят на пленку 35 мм и оцифрован.

Первый фильм ужасов: «Замок дьявола»

Фильм Джорджа Мельеса был снят в 1896 году и официально считается первым фильмом ужасов. Фильм считался утерянным вплоть до 1988 года, когда одна копия была найдена в Новой Зеландии. Это первый фильм о вампирах, первый фильм о привидениях, и вообще он во многом задает каноны жанра.

Самое примечательное здесь — спецэффекты, примененные режиссером: клубы дыма и остановка камеры.

Первая комедия: «Политый поливальщик»

Как и все фильмы своего времени, «Политый поливальщик» — весьма короткий фильм, его продолжительность — 1 минута. И юмор в нем вряд ли можно назвать интеллектуальным. Позже Джордж Мильес снял то, что можно назвать ремейком, и в нем сюжет получает развитие: облитый поливальщик настигает своего обидчика и угрожает ему шлангом.

Первый фильм: «Сцена в саду Раундхэй»

Самый первый ролик в истории был снят Луи Лепренсом 14 октября 1888 года, за полтора года до появления первого кинетографа. На самом деле Лепренс тестировал очередную хронофотографическую камеру и снимал своих родственников. Лепренс таинственно исчез, сев на поезд Дижон — Париж 16 сентября 1890 года, и при его жизни ролик никогда не демонстрировался в качестве фильма, он существовал только в виде набора кадров.

Оригинальный негатив содержит 20 кадров, его передала дочь Лепренса Мэри в Музей науки в Лондоне. Цифровое изображение с него было создано только в 1989 году.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения